IT-консалтинг Выявление потребностей заказчика Разработка рекомендаций по автоматизации бизнеса Разработка проектной документации

Что такое IT-консалтинг? Всезнающий Интернет утверждает, что

IT-консалтинг — это консультации, которые предоставляются вам специализированной фирмой в сфере компьютерного оборудования и программного обеспечения.

Первым шагом, с которого начинается любой проект в области информационных технологий - будь то создание полнофункциональной корпоративной информационной системы или небольшой программы по перекачке данных из Excel в Oracle - является выявление потребностей заказчика.

Казалось бы, любой заказчик и так знает, что он хочет получить от автоматизации своего бизнеса. Но просто желать мало - надо ещё свои пожелания чётко сформулировать. Причём на языке, понятном разработчикам информационных систем и программных продуктов. Людям, которые в 99% случаев не ориентируются в специфике бизнеса заказчика и мыслят сугубо в категориях структур данных, форм ввода информации и тому подобных «заумных» для нормальных людей предметов.

Здесь-то и вступает в игру посредник между заказчиком (специалистом в предметной области) и разработчиком (специалистом в сфере IT) в лице IT-аналитика (он же постановщик задач). Главная задача IT-аналитика на первом этапе работы - помочь заказчику чётко сформулировать свои пожелания, «разложить их по полочкам». Это позволит очертить общие контуры будущей корпоративной информационной системы, состав её модулей и компонентов, понять, какая информация будет на входе и выходе каждого модуля. Зачастую в результате данного этапа работы пожелания заказчика существенно трансформируются - что-то оказывается ненужным и отбрасывается, что-то новое, ранее не учтённое, появляется в поле зрения. На выходе данного этапа появляется документ, который можно назвать Общей концепцией корпоративной информационной системы.

После этого начинается этап кропотливой работы по изучению объекта автоматизации. IT-аналитик изучает порядок работы и документооборот каждого подразделения, включаемого в корпоративную информационную систему. Фиксируются и отрисовываются схемы всех бизнес - процессов, которые должны быть автоматизированы. Собираются и описываются формы всех входных и выходных документов и алгоритмы их формирования. Определяется состав пользователей будущей системы и их права доступа к информации и функциям системы. В общем, изучается и описывается «всё, что вы хотели знать о своём бизнесе, но всегда боялись спросить ленились записать». Документ (или, вернее, целый сборник документов), полученный в результате этого этапа работы, можно назвать Описанием объекта автоматизации.

После этого можно переходить к составлению технического задания. То есть к переводу всего того, что было описано раньше, на язык профессионалов IT. Описываются технические требования к каждому модулю системы, разрабатывается и документируется структура данных для хранения информации, описываются требования к интерфейсу системы, формы ввода и прочая, и прочая, и прочая. На выходе получается полноценное и исчерпывающее задание для разработчиков - пресловутое Техническое задание, или сокращённо ТЗ. И вот уже после утверждения вожделенного ТЗ заказчиком можно наконец переходить к тому, ради чего всё это и затевалось - к разработке корпоративной информационной системы.

Следует отметить, что в нашей стране заказчики информационных систем зачастую недостаточно высоко оценивают важность вышеописанной работы для успешности всего проекта автоматизации и не желают тратить на эти работы необходимое количество времени и средств. Между тем, отсутствие чёткого понимания и описания задачи, грамотно составленной и согласованной обеими сторонами технической документации очень часто приводит к затягиванию (а иногда и к полному краху) проекта на последующих этапах, а также к увеличению расходов на проект. В нашей работе мы, к своему сожалению, несколько раз на практике уже сталкивались с этой проблемой. Поэтому сейчас стараемся уделять максимальное внимание полной и исчерпывающей постановке задачи и составлению полноценной технической документации.

Почему мы выделяем IT-консалтинг как отдельную услугу? Ведь из всего вышесказанного вроде бы следует, что это не более чем подготовительный этап к началу разработки корпоративной информационной системы. Это, конечно, правильно. Но заказчику вовсе не обязательно поручать саму разработку системы той же организации, которая проводила обследование объекта атоматизации и разрабатывала техническую документацию. Имея на руках полноценный пакет технической документации, заказчик может обратиться к любой компании, работающей в данной области, и заказать ей разработку и внедрение программного обеспечения по имеющемуся ТЗ. Поэтому мы рассматриваем данный вид работ как отдельную услугу и не настаивам на том, чтобы наши заказчики по завершению данной работы обращались для разработки программного обеспечения только к нам.