Корпоративные информационные системы Разработка, внедрение и сопровождение корпоративных информационных систем автоматизации бизнеса

Что такое корпоративная информационная система? Как обычно, спросим у всезнающего Интернета (раз уж посчастливилось нам дожить до XXI века - будем пользоваться всеми преимуществами жизни в нём):

Корпоративная Информационная Система (КИС) — это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности компаний, а также корпораций, требующих единого управления.

В англоязычных (и не только) странах принято для данного класса информационных систем использовать термин ERP (Enterprise Resource Planning).

Тут вдумчивый читатель может удивиться: «Минуточку... но на рынке уже есть большое количество готовых ERP - систем! SAP R/3, Microsoft Dynamics, 1С Предприятие... вы что же, собиратесь тягаться с SAP и Microsoft?»

Нет, конечно же, мы не собираемся конкурировать с такими монстрами IT-индустрии, как SAP и Microsoft. Мы просто работаем в другой рыночной нише. Наша целевая аудитория - предприятия и организации среднего и малого бизнеса, имеющие существенную специфику в своих бизнес - процессах и документообороте, которая тяжело реализуется (или вообще не реализуется) в рамках готовых ERP - систем.

Приведём конкретный пример. В 2010 году мы начали проект по комплексной автоматизации одной компании, работающей в сфере туризма (поскольку проект до сих пор активен и мы связаны соглашением о конфиденциальности, мы, к сожалению, не можем озвучить название компании и вдаваться в детали её бизнес - процессов). Данная компания работает в узкоспециализированном сегменте рынка и выводит (с переменной степенью успешности) на российский рынок продукты и услуги, которые никто в России больше не предлагает. При этом требовалось создать и интегрировать в единое информационное пространство определённое количество разнородных модулей - CRM, документооборот бумажный и безбумажный, служба режима и учёта рабочего времени, несколько интернет-сайтов с личными кабинетами пользователей, онлайн-магазины и много ещё всякого - разного. Сама компания является международной, различные её подразделения и службы разбросаны по всему земному шару. И всё это, как было сказано выше, должно функционировать как единый организм и обеспечивать владельцам бизнеса доступ к актуальной оперативной и аналитической информации обо всех аспектах деятельности организации «по одному нажатию на кнопку»

По результатам анализа специфики бизнеса заказчика и требований к корпоративной информационной системе было принято решение создавать её с нуля, без использования имеющихся на рынке готовых продуктов в сегменте ERP - систем. Что и было успешно реализовано. И архитектурные решения, заложенные в структуру данной КИС, позволяют ей и сейчас развиваться и эволюционировать вслед за эволюцией бизнеса заказчика и появлением у него новых задач и проектов.

Конечно, далеко не у каждой организации имеется существенная специфика бизнес - процессов или особые требования, связанные с географической распределённостью подразделений. Но следует заметить, что и тем организациям, чьи бизнес - процессы более - менее укладываются в стандартные схемы, тоже не стоит сходу отбрасывать из рассмотрения вариант создания собственной корпоративной информационной системы «с нуля», без использования «коробочных» продуктов. Во-первых, такого рода «коробочные» продукты тоже стоят денег, и в масштабах среднего или малого бизнеса - вполне немалых денег. Причём зачастую приходится платить за лицензию на каждое рабочее место. Во-вторых, «коробочные» ERP-системы в любом случае требуют настройки под конкретного заказчика, и расходы на эту работу тоже могут обойтись в копеечку. В-третьих, по сравнению с разработанными под заказ продуктами, в «коробочных» системах производительность, как правило, приносится в ущерб универсальности. Не раз и не два приходилось слышать от людей, далёких от мира IT, жалобы типа «как же тормозит этот <название широко распространённой ERP-системы>, работать невозможно, пришлось все компьютеры менять на новые». А новые компьютеры (сюрприз! сюрприз!) - тоже стоят денег.

Поэтому мы рекомендуем всем руководителям, перед которыми стоит задача автоматизации бизнеса, рассматривать и сравнивать различные варианты построения своей информационной системы. Можно купить готовый стандартный костюм в магазине, можно сшить костюм в ателье под свою фигуру персонально. И тот, и другой вариант имеет свои плюсы и минусы, которые надо объективно оценить перед принятием решения. А мы можем помочь принять правильное решение.